Поздравляю всех форумчан и гостей нашего форума со Святой Пасхой!
ПА́СХА (Светлое Христово Воскресение) —
величайший праздник христианского богослуж. календаря, учрежденный в ознаменование спасительного восстания из мертвых Богочеловека Иисуса Христа. Свое название христ. торжество Воскресения заимствует у главного евр. праздника, посвященного ежегодному воспоминанию важнейшего события ветхозаветной истории (13 в. до н. э.), — "исходу" из "Дома рабства", Египта (Исх 12:29—42). Слово П. (Песах — прохождение, пощада) указывает на тот драматический момент ночи, когда Ангел Господень, поражающий Египет (десятая "казнь египетская"), видя кровь пасхального агнца на дверных косяках евр. домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх 12: 11—13). Воспроизводивший ночь исхода (с 14/15 весеннего месяца нисана), он сопровождался особым молитвенным последованием и рассказом о ее событиях, а также ритуальной трапезой, состоявшей из мяса запеченного на огне однолетнего агнца (ягненка или козленка), пресного хлеба и горьких трав (Исх 12: 1—10). Уповая на окончательное спасение, евреи каждую пасхальную ночь ждали явления Мессии.
Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от мирового зла — духовного "рабства египетского", принимает участие в иудейской Пасхе и, завершая ее исполнением заложенного в ней Божественного замысла, тем самым ее упраздняет. "Ветхий" (старый) союз-завет сменяется Новым. Во время своей последней Пасхи (на Тайной вечере) Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда (Ин 1:29, 36; Евр 9—10 глл.). Христос учреждает новую пасхальную трапезу — таинство Евхаристии — и говорит ученикам о своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в к-ром Он есть новый Агнец (Мк 14:22—24), закланный "от создания мира" (Откр 13:8). Поэтому в ритуале ветхозаветной Пасхи раскрываются следующие основные прообразы Голгофской жертвы. Пасхальный агнец евреев был "мужеского пола, без порока" (Исх 12:5) и закалывался во второй половине дня (ближе к вечеру) 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя (Ин 1:14, 31, 42). Указывая далее на то, что римские воины, надзиравшие за казненными, перебили голени у двух разбойников, распятых вместе с Господом, Иоанн пишет: "Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили ему голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра.., Ибо сие произошло, да сбудется писание: “Кость Его да не сокрушится”" (19. 32—34, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное "распинали" на двух крестообразно соединенных кольях, один из к-рых проходил вдоль хребта, а к др. привязывались передние ноги. Вкушаемые в течение пасхальной недели (с 15 по 21 нисана) пресные хлебы должны были напоминать евр. народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от "порчи квасом египетским" (нравственного растления). В таинственном смысле опресноки указывали на то, что христиане будут очищены Спасителем от "ветхой закваски" — греха и станут праздновать новую Пасху "не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" (1 Кор 5: 8). Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название "Пасха". "Пасха наша — принесенный в жертву Христос" (1 Кор 5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение замысла Божия о восстановлении падшего человека в его первоначальном достоинстве — его спасение. "Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха — из-за дарования вечной жизни всем людям..." (Иоанн Златоуст. Беседа на Пасху // Творения. Т. 6. Кн. 1. Пг., 1916, С. 68). 1 в. христ. истории не оставил свидетельств о существовании годичного праздника Воскресения Христова. Известно лишь о еженедельных праздничных днях: о пятнице — дне поста и скорби и о "воскресном дне" — дне радости и веселия. Эти празднования были более торжеств. весной, когда они условно совпадали с историческими днями смерти и Воскресения Господа. Во 2 в. чествование данных событий сконцентрировалось в два праздника, получивших общее название Пасха: "Пасха Крестная" (таинство Страдания) и "Пасха Воскресная" (таинство Воскресения). Тогда же начались споры о дне празднования Пасхи между Римом, где годичную Пасху праздновали в день воскресный (как в настоящее время), и Малой Азией, где продолжали совершать Пасху 14 нисана (вместе с иудеями), в какой бы день недели это число ни случилось. Разногласия удалось преодолеть лишь в 4 в., причем упорные приверженцы старой традиции, составившие секту "четыренадесятников", были отлучены от Церкви. Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые "пасхалией". Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14-й луны, к-рая приходится не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта. В наст. время эти условия на Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающему от астрономического на 13 дней, а также из-за навязанной визант. канонистами постоянной зависимости сроков христ. Пасхи от Пасхи иудейской — между тем утверждение, "будто.., христ. Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно" (Огицкий Д. Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени // Богословские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211). Каноническими "пасхальными пределами", в рамках к-рых перемещается день Пасхи, являются 22 марта — 25 апреля (реально, в 20 и 21 в., — со смещением на 13 дней: 4 апреля — 8 мая по н. ст.). День Светлого Христова Воскресения — как "праздников праздник и торжество из торжеств" (пасх. песнопение) требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Пасхальное (ночное) богослужение начинается Полунощницей в храме, переходящей затем в торжеств. крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк 24:1; Ин 20:1) и извещенных о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу священник изображает ангела, отвалившего камень от дверей Гроба. Праздник Пасхи, "возвышающийся над другими праздниками, как солнце над звездами" (Григорий Богослов), продолжается в течение 40 дней — в память 40-дневного пребывания на земле Воскресшего Господа — и завершается торжественным богослужением накануне дня Вознесения.
В церкви, украшенной праздничными рушниками, коврами, заполненной поясами, писанками, - идет праздничная служба. Недалеко от церкви, начиная с Страстного четверга, жгли костер и поддерживали его до Пасхальной ночи. Или (это входило в обязанности ребят) зажигали огонь в Пасхальную ночь.
Этой ночью горят в домах в красном углу лампадки или свечи. Зажигают свечи и на могилках усопших родных. Огонь, свечи, костры - непременные атрибуты
Bсе остатки пасхи собирают и закапывают в таком месте, где никто не ходит - чтобы не топтались по святой; бросают на воду (в реку), чтобы ушло за водой.
В чудодейственную силу скорлупы свяченых яиц также свято верят: скорлупу от яиц или писанок держат на палках на огороде, чтобы не заводились в земле черви; когда сажают чеснок, то скорлупы прикрепляют на двух воткнутый в землю палках, надеясь, что чеснок будет круглый, как яйцо;
Кости с свяченого поросенка закапывают, чтобы не шел град.
Кости из рыбы перетирают в порошок и пьют от колик.
Соль используют как лекарство от бельма у скота (вдувают в глаза); дают корове, чтобы лучше ела.
Хрен - лекарство от зубов.
Пшено сыпали цыплятам, чтобы не хватала их сорока или ворона.
Маком обсеивали коровники, чтобы ведьма коров не доила (ибо ей сначала нужно собрать этот мак); осыпали двор там, где был покойник, - чтобы не приступал к дому.
Мелом писали кресты на дверях, чтобы нечистая сила не вошла в дом; хранили как лекарство «от изжоги»; обводили могилы - чтобы ведьмы не раскапывали.
Свяченым ножом разрезали пасху и все священное. Затем его прятали, а летом, когда гром с градом, бросали на двор накрест лопату и кочергу, а между ними втыкали нож. В этом ноже такая сила, что сразу можно заколоть им кабана.
Особым было отношение к полотенцу, в котором святили пасху. Его вытаскивали, когда у женщины начинались роды, чтобы легче было.
======== Первый день Пасхи (интересно):
Наступал первый день пасхальных праздников. Как солнце всходит, старики выходят на двор и смотрят, как солнце «играет». Говорят, оно радуется, что «Христос воскрес», и делается то синим, то зеленым, то красным. На Пасху должна быть такая же погода, как на Благовещение. Когда на Пасху ясно светит солнце, то через три дня пойдет дождь. Как облачно и накрапывает дождик, то будет хороший урожай. В Пасхальные праздники все люди братаются между собой, приветствуют трижды: «Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!", - Полны веры, что Господь действительно воскрес.
Три дня в церкви правится праздничная служба. Если кто хочет научиться какому ремеслу, должен на первый день Пасхи идти в церковь, и когда священник впервые скажет: "Христос воскресе!", То тихо ответить: что хочет научиться шить - «иголка в руках»; мастерить - «топор в руках »; т.д. Строго запрещается любая домашняя работа (конечно, кроме кормления скота и птицы). Ходят в гости друг к другу, гуляют, поют. Женщины (а в последствии - дети) идут к бабе, что у них повитухой была «бабувала». Несут ей гостинец - калач или пасху, яйца или писанки, платок.
Народные игры и развлечения на пасху
В этот день ребята обливают девушек водой, девушки же дарят им писанки, часто держа их за пазухой. Бывает, что девушка дарит парню писанку, выражая таким способом свою симпатию к нему.
А какие же Пасхальные праздники без развлечений, игр молодежи? Играли в «навбитки», «чей отец сильнее»: двое, держа в руках яйцо, говоря: «Христос воскрес», ударяют одновременно друг о друга. Тот, чье яйцо больше, забирает разбитое себе. А наиболее хитроумные делали «запел» («запусканку»): выкачивали из яйца через маленькую дырочку его «нутро», внутрь заливали воск (или напускали расплавленную сапожную смолу), ставили носком в горячий пепел - воск или смола оседали и, остыв, прочно скрепили скорлупу. После того и гуляли. Попробуй, чтобы настоящая яйцо осталось цела!
Любили и игру «в котючки»: с наклонной плоскости (на пригорке) в ряд пускают несколько яиц. Чье сходит в сторону, т.е. сбивается другим яйцом, достается тому, кто сбил это яйцо.
На праздник устраивали качели. На открытом месте закапывали на расстоянии две сохи, делали перекладку вверху, перебрасывали веревку и ладили внизу сиденья с дощечки. Во время качания девушек было много смеха и шуток.
На Гуцульщине все три дня после обеда девушки выводят хороводы «гагилки» возле церкви: круг образуют дети-девочки, за ними девушки, а затем молодые женщины. Распевая, все три круга движутся в противоположном направлении.
Пасхальные поверья
Светлый праздник Пасхи Христовой. Весенний праздник воскресения, оживание природы: все кругом радуется, сияет, торжествует. Говорят, как кто умрет на Пасху, то душа его попадает прямо в рай: «этим днем Бог водит всех мертвецов в рай». До трех дней врата рая открыты (открытые и царские врата в иконостасе), и душа сразу полетит на небо, в рай.
В гроб умершему кладут красные пасхальные яйца: умерших на Пасху встречает сам Христос, христосуеться с их душами. В народе есть вера, что в дни больших праздников становятся более активными демонологические существа, особенно живущие среди людей. В ночь перед праздником ведьмы, до того как запоют «креста», обегают по хлевах и доят коров; в это время они свозят свою добычу - сыр и масло - чертям. Именно в этот праздник попадалась редкая возможность увидеть, а если повезет - и обуздать ведьму: как сторож откроет церковь, все ведьмы лезут целовать замок, чтобы они везде им самые открывалась; пытаются ведьмы дернуть батюшку за ризы или вытереться ними: если не удастся, то она на целый год теряет свои чары.